Раннее развитие как бизнес

Я, как психолог, достаточно долгое время работала с детьми. И когда родилась моя дочь, мне пришлось принимать множество решений, в которых я опиралась на свой опыт и психологическое образование. Порой эти мои решения вызывают удивление у окружающих, потому что я не всегда соответствую образу матери-психолога. Например, не занимаюсь с дочерью «развивашками».

Однажды, когда мы с коллегами беседовали о работе, один из них задал совершенно гениальный вопрос: «Ребята, а где плеяда юных гениев, которые должны были появиться благодаря раннему развитию?» И правда! Теориям детского развития не один десяток лет. К примеру, популярная книга «После трёх уже поздно» была написана в 60-е годы, полвека назад! Логично было бы ожидать, что появится целое поколение не по годам развитых детей, а потом и гениальных взрослых. Но этого, увы, не произошло.

В чём же дело? Всё очень просто: это отличный бизнес. И развивается он по всем канонам маркетинга. Мы, родители, порой готовы отдать любые деньги, чтобы обеспечить хорошее будущее для своих детей. Но, к сожалению, удар по семейному бюджету — это не самый серьёзный ущерб от «развивашек».

Раннее развитие против развития естественного

Любое живое существо с самого рождения только и делает, что развивается. Знакомится с окружающим миром, пробует разные стратегии поведения, запоминая удачные и отсеивая неудачные. Между тем у родителей может создаться ощущение, что альтернатива раннему развитию – это его полное отсутствие, чуть ли не деградация.

Перед любым маленьким человеком стоит колоссальная познавательная задача. Только представьте, как много ему нужно изучить! Все вокруг, от собственных пальчиков на ногах до содержимого маминой сумочки, надо потрогать или попробовать на вкус. И это гораздо важнее государственных флагов, неправильных английских глаголов и игры в шахматы.

Если лишить ребенка возможности пройти через все это, заняв его чем-то более, на ваш взгляд, полезным, может получиться весьма печально. Встречаются уже довольно взрослые дети, которые легко ориентируются в карте мира, знают названия экзотических растений и животных, но при этом не обладают элементарными бытовыми навыками: не догадываются подуть на ложку с горячей едой.

Предлагаем ознакомиться  Ребенок краснеет при физических нагрузках

Все мы знаем, что «делу время — потехе час». Но для детей игры — это и есть самое главное дело. Оно должно быть на первом месте. И лишь потом, по остаточному принципу, следует все остальное.

Полезно ли ребенку раннее развитие

Маленькие дети обычно самой природой настроены на восприятие эмоций. Это хорошо видно по тому, как они реагируют на замечания и запреты. Логическое обоснование, почему зимой надо надевать шапочку, чадо легко пропустит мимо ушей. А вот аргумент «если ты ее не будешь носить, мама расстроится» оказывается зачастую удивительно действенным.

Но можно искусственно переключить мозг подрастающего человека на решение других задач, читая ему вслух энциклопедии, а не «бесполезные» выдуманные истории. Как это выглядит, очень хорошо видно на примере вундеркиндов, которые могут к шести годам решать довольно сложные математические примеры, но искренне не понимают, как и зачем выражать сочувствие, и почему сверстники обижаются, если их называть «глупыми».

Способность ориентироваться в эмоциональной сфере закладывается в первые годы жизни. Потом разобраться в этой непростой области бывает очень и очень трудно. А вот способность к логическим построениям можно успешно развивать и в более позднем возрасте. Поэтому — сначала сказки и мультики, и лишь потом – энциклопедия и учебники.

Свой внутренний мир

Способность осознавать себя и свои желания тоже дается человеку не от рождения. Это то, что формируется в процессе развития. И самый эффективный учитель в этом вопросе — одиночество. На занятиях за ребенка часто решает педагог. Дома родители вручают игрушку по своему вкусу. Даже в кругу сверстников детям легко пойти на поводу у чужих фантазий, так и не задумавшись ни разу, а чего хотят они?

Можно отдать малыша на курсы английского для самых маленьких, занятия по лепке или на танцы. Но только не в ущерб другим, более важным вещам, таким, как постижение реальности через игры, чтение сказок, веселое и бестолковое безделье в одиночестве.

Развитие ребёнка: не рано, а вовремя

Сегодня обучать и развивать ребёнка пытаются со всё более раннего возраста и часто не учитывают особенности развития малыша. В каждом возрасте у ребёнка есть свои задачи, которые он должен научиться решать.

Например, существует такое понятие, как «сензитивный» период (не путайте с «сенсорный», это не про коврик). Проще говоря, речь идёт об особенно чувствительных периодах в жизни ребёнка, когда формируются новые навыки. Не успели получить нужный навык в этот период — прощай, например, речь (дети-Маугли не разговаривают). И догнать, компенсировать отставание позже будет очень и очень непросто.

А мы, вместо того чтобы дать малышу возможность решать те задачи, которые заложены в нём самой природой, отвлекаем его, заставляя заниматься тем, что этому возрасту совсем не свойственно.

Точно так же невозможно заставить кроху научиться тому, к чему по своему физическому и умственному развитию он ещё не готов. Ребёнок может к году механически зазубрить буквы, но воспринимает их лишь как простые картинки и вряд ли сможет научиться читать. Но мы почему-то продолжаем требовать решения непосильных задач от неокрепшего мозга малыша.

Предлагаем ознакомиться  Липома молочной железы: что это, чем она опасна, удалять или нет

Не все кружки одинаково полезны…

Раннее развитие. Нужна ли ребенку группа раннего развития? Не наносит ли ребенку вред раннее интеллектуальное развитие. Действительно ли после 3 уже поздно.

Мы ни в коем случае не отговариваем вас от использования методик раннего развития, разве что от злоупотребления ими. А вот от безоговорочного доверия учреждениям дополнительного образования хотелось бы предостеречь.

Как вы думаете, кто даст вашему ребенку больше? Вчерашняя выпускница педагогического училища, не слишком усердно посещавшая занятия? Пожилая преподавательница, активно применяющая методики, неэффективность которых была научно обоснована еще двадцать лет назад? Или мама, между прочим, очень умная, образованная и начитанная? Вопрос, как вы понимаете, риторический.

Когда мы сами приобретаем игрушки для своих детей, то стараемся выбрать наиболее качественные и безопасные. Хотя… кто хоть раз не сломался перед праздничным обаянием неизвестной плюшевой животины токсичной расцветки? Между тем ученые сходятся во мнении: чрезмерно яркие игрушки скорее угнетают сознание ребенка, чем расцвечивают его жизнь.

То же относится и к развивающим видео и компьютерным программам. Но когда мы приходим в студию раннего развития, мы подсознательно уверены, то ее создатели уж точно позаботились о таких вещах, и без сертификата от Роспотребнадзора даже салфетку не купят. Между тем, это не так, вернее не всегда так.

Занятия с детьми по особым методикам — это хорошо. Но только в том случае, если пользоваться ими дозировано, без фанатизма. Не торопите события сверх меры. Иногда лучшее, что вы можете сделать, чтобы все впечатляющие таланты вашего ребенка раскрылись — просто отойти в сторону и не мешать.

7.02.2019

Подготовила Надежда Лукашова

  о детях от 1 до 3 лет

,

Раннее развитие

Раннее развитие и школа

Моя мама всю жизнь проработала учителем. Всё чаще от неё и других педагогов я слышу, что «дети больше не хотят учиться». Есть мнение, что помимо прочего в этом виновато раннее развитие.

Довольно часто под «развитием» понимают обучение. А психологи сейчас то и дело приходят к мнению о вреде раннего обучения (особенно письму и чтению).

Предлагаем ознакомиться  Как избавиться от бородавок у ребенка

Для дошкольника наиболее естественна не учебная деятельность, а игровая. Маленькие дети развиваются играя. А мы что делаем? Хитрим. И игру заменяем учёбой. Или учёбу игрой? В любом случае ребёнок не понимает, что учиться и играть — разные вещи. А позже, уже в школе, когда для игр не останется времени, выясняется, что учиться-то дети не умеют и не хотят. Получается, что, пытаясь развивать ребёнка слишком рано, мы тормозим его развитие в долгосрочной перспективе.

Раннее развитие: не только вред, но и польза

Неужели всё настолько плохо и раннее развитие несёт только вред? Думаю, нет. В пресловутых «развивашках» есть и плюсы, если заниматься ими в меру и без фанатизма. Например, они дают маме множество замечательных способов занять ребёнка, и не нужно придумывать что-то особенное, когда привычные игрушки надоели.

А также мне очень нравится идея про зону ближайшего развития, когда ребёнок ещё не в состоянии совершить некие действия самостоятельно, но может сделать что-то вместе со взрослым. По-моему, вот это и есть пресловутое «раннее развитие» в чистом виде.

Я считаю, что сильнее всего на развитие ребёнка влияют не книжки и курсы, а окружающая среда. Если с ребёнком не говорить (иногда в режиме «радио»), то он и не заговорит. Хотите, чтобы малыш учил английский уже с трёх месяцев? Опыт билингвов вам в помощь! Говорите на этом языке сами, карточки не смогут заменить живую человеческую речь.

Очень важно также поддерживать интерес ребёнка к какой-то деятельности, позволять ему самому решать, чему он хочет научиться. Например, в книге Анны Быковой о ленивой маме описывается опыт с чисткой ботинок. Анна рассказывает, что с первым ребёнком она упустила момент, когда ему был интересен этот процесс.

Полезно ли ребенку раннее развитие

Поэтому я считаю, что всему своё время. Задача родителей — правильно оценивать возможности малыша, создавать ему благоприятные условия, своевременно и мягко направлять развитие ребёнка, но не пытаться его опередить.